Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 4 человека

ЛЕТНЕЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ

Дата: 8 мая 2018 в 21:49, Обновлено 29 июня в 20:46

Организация летней оздоровительной работы

в учреждениях дошкольного образования

Оздоровительная работа с детьми в летнее время является составной частью системы лечебно-профилактических и воспитательных мероприятий в учреждениях дошкольного образования.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.

Подготовка к летней оздоровительной работе

Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки со стороны Управлений образования, спорта и туризма, учреждений дошкольного образования.

  • Начальник Управления образования, спорта и туризма райисполкома издает приказ о подготовке и проведении летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования.

Показателями готовности учреждения дошкольного образования к летнему периоду являются:

наличие и исправность игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;

наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;

функционирование поливочной системы;

обеспечение замены песка в многофункциональных песочницах с закрывающимися крышками (наличие соответствующего сопроводительного документа);

засетченность окон в учреждении дошкольного образования.

  • С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в посещениях учреждений дошкольного образования в летний период.

  • На основании рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы дошкольных учреждений в летний оздоровительный период» от 27.04.2007 № И-10-16/75 родители предоставляют информацию педагогам об оздоровлении детей в летний период за пределами дошкольного учреждения или в условиях дошкольного учреждения

  • При сокращении численности воспитанников в летний период допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие; посещение учреждения дошкольного образования учащимися первых классов, размещенных на его базе.

  • В подготовительный период со всеми работниками учреждения дошкольного образования обсуждаются:

ресурсное обеспечение летнего оздоровления (мероприятия по благоустройству территории; физкультурной площадки: приведение в порядок беговой дорожки, дорожки по профилактике плоскостопия, ямы для прыжков;площадки для изучения правил дорожного движения; приобретение игрового и спортивного оборудования, выносного материала для игровой и двигательной деятельности детей; наличие детского огорода и др.);

организация летнего оздоровления (организация питания, лечебно-профилактическая работа, система физкультурно-оздоровительной работы, система закаливания);

организация распорядка жизни и образовательного процесса в летний период;

взаимодействие с семьей;

методические рекомендации для педагогических работников:

– по профилактике острых кишечных инфекций;

– по предупреждению отравления детей ягодами и грибами;

– по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

  • Формируется циклограмма совместной деятельности музыкального руководителя, руководителя физического воспитания с детьми;

  • Составляется расписание специально-организованной деятельности по образовательным областям«Физическая культура», «Искусство»;

  • В уголке для родителей вывешивается распорядок дня на летний период, расписание специально-организованной деятельности, материалы консультаций для родителей;

Создание безопасных условий жизнедеятельности детей

  • За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса заведующий учреждением дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.

  • На территории учреждения дошкольного образования не должно быть камней, кирпичей, резиновых покрышек, сухостойных деревьев, колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.

  • Групповые площадки:

– должны иметь инсолируемую и затененную части;

– оборудоваться многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками;

– для воспитанников в возрасте до 3 лет необходимо иметь травяное покрытие. На групповых площадках для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет кроме травяного покрытия должно предусматриваться и покрытие утрамбованным грунтом;

обеспечиваются поливочными системами с отведением воды в ливневую канализацию. При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка учреждения дошкольного образования;

– на пешеходных дорожках, спортивных площадках не должно быть неровностей, выбоин (следует систематически засыпать);

– надворное оборудование (навесы, веранды, террасы) должно быть надежно закреплено, устойчиво, исправно, безопасно;

установленное на территории игровое и физкультурное оборудование должно ежедневно протираться;

– игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.

Организация летнего оздоровления

(организация питания, лечебно-профилактическая работа, система физкультурно-оздоровительной работы, система закаливания)

  • Предусматривается максимальное пребывание детей на воздухе (работа с детьми проводится на улице в соответствии с запланированными мероприятиями в плане образовательного процесса с воспитанниками). Выход детей на улицу осуществляется после завтрака.

  • Организация питания осуществляется в соответствии с натуральными нормами.

В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.

В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.

В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным нормам питания.

В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.

В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 6 часов.

Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.

  • Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.

  • В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

  • Физкультурно-оздоровительная работа включает:

– утреннюю гимнастику;

– физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);

– подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

– активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);

– самостоятельную двигательную деятельность;

– закаливание.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

комплекс общеразвивающих упражнений;

обыгрывание сюжета;

3-4 подвижные игры;

физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

оздоровительный бег на участке;

элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):

профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

развитие координационных способностей;

развитие физических качеств;

совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.);

элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.);

игры с элементами спортивного ориентирования;

комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);

обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;

предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);

многократное умывание в течение дня;

полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);

ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

Организация образовательного процесса в летний оздоровительный период

Художественно-эстетическая работа включает:

изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);

музыкальную деятельность воспитанников;

ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;

проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;

экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;

включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);

освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);

лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);

аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);

конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);

детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:

включение изобразительной деятельности в детские праздники;

проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;

организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

использование музыки в режимных моментах;

фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;

проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;

сольное и коллективное музицирование;

самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры: игры-танцы, музыкальные игры с пением, хороводы, подвижные музыкальные игры, игры с музыкальными инструментами, музыкальные игры-релаксации.

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.

  • Во время организации летнего оздоровления предполагается ежедневный контроль за:

– качеством поставляемых продуктов питания, введением в рацион соков, фруктов, овощей;

– приготовлением блюд (присутствие при закладке основных продуктов, выдача пищи с пищеблока);

– С-витаминизацией дневного или суточного рациона;

– организацией диетического питания диспансерных детей и детей, склонных к аллергии;

– соблюдением питьевого режима, обеспечением водой детей на прогулке;

– обеспечением санитарно-эпидемиологического режима в группах;

– организацией сна детей. В теплое время года дневной и ночной сон проводится при открытых окнах, избегая сквозняков;

– одностороннее проветривание может проводиться в присутствии воспитанников, в теплое время года – непрерывно;

– проведением всех форм работы с детьми (кроме сна и питания) на свежем воздухе;

– обеспечением детей головными уборами, одеждой в соответствии с погодой;

– исправность стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;

– наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;

– функционирование поливочной системы;

– засетченность окон в учреждении дошкольного образования.

Литература:

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования». Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.05.2015.

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2012/2013 учебному году. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от от 28.06.2012 г.

Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. 
№ 243­З (в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2014 № 126­З).

Об организации работы дошкольных учреждений в летний оздоровительный период. Методические рекомендации Министерства образования РБ 27.04.2007 №и- 10 -16/75

Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь25 января 2013 г. № 8.

Образовательные стандарты. Дошкольное образование. ПОСТ. МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29.12.2012 № 146.

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 
25 июля 2011
г. №150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (в ред. постановления Минобразования от 20.08.2013 №78).

Приоритетные направления деятельности системы дошкольного образования в 2011/2012 учебном году.Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2011/2012 учебному году 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.