Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем знаний!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 5 человек

Мой профессиональный старт

Дата: 1 июля в 18:36

Концепция по реализации областного проекта

«Мой профессиональный старт»

Реализация областного проекта «Мой профессиональный старт» направлена на создание региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Цель проекта

Целью проекта является повышение эффективности профориентационной работы в учреждениях образованияс широким применением информационных технологийи Интернет-ресурсов.

Задачи проекта

реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение непрерывности профориентационной работы в учреждениях образования с обучающимися;

формирование у учащихся профессионально-ценностных ориентиров, мотивационной основы и профессиональной направленности на получение профессионального образования;

внедрение эффективных технологий и инновационных форм с активным использованием информационных технологий;

расширение профессиональных и социальных контактов через привлечение предприятий-партнеров, иных заинтересованных.

Сроки реализации проекта

Областной проект «Мой профессиональный старт» реализуется в области с 2021 года по декабрь 2022 года.

Содержание проекта

Проект предполагает проведение серии мероприятий «Дорожная карта» по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;

сопровождение профессионального самоопределения через учебную деятельностьи формирование банка профориентационныхзанятийдля обучающихся;

проведение профессиональных проб для учащихся и интеграция результатов в образовательный процесс;

организация мониторинга качества профориентационной работы;

работа с педагогическими кадрами.

Участники проекта

Обучающиеся учреждений дошкольного, общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи,профессионально-технического и среднего специального образования области, педагоги, родительская общественность.

Реализация проекта

  1. Создание банка методических материалов по профориентационнойработе с учащимися

Срок проведения – декабрь 2021 года

  1. Реализация мероприятий для педагогов и обучающихся в рамках сформированной «Дорожной карты»

Срок проведения – в течение 2021-2022 года

  1. Разработка и апробация системы профориентационных игр для учащихся 1-11 классов

Срок проведения – в течение 2021-2022 года

  1. Разработка программ, направленных на профессиональное самоопределение обучающихся

Срок проведения – в течение 2021-2022 года

  1. Обобщение передового опытапрофориентационной работы
    в учреждениях образования, районных ресурсных центров по профориентации.

Срок проведения – август 2021 года,
февраль 2022 года

  1.  Организация работы психолого-педагогической мастерской для классных руководителей по вопросам профпросвещения, профдиагностики и профконсультации учащихся.

Срок проведения – в течение 2020/2021учебного года, далее – постоянно

Ожидаемые результаты проекта

Проект расширит существующие формы и методы профориентационной работы с обучающимися,позволит организовывать профориентационную работу, максимально используя Интернет-ресурсы, что существенно повысит мотивацию учащихся к самостоятельному профессиональному самоопределению и информированность учащихся о современном мире профессий и  рынке труда.

 

Приложение

«ДОРОЖНАЯ КАРТА»

 по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся

в рамках реализации областного проекта

«Мой профессиональный старт»

«Дорожная карта» предназначена для организации системной, комплексной профориентационной работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в рамках областного проекта «Мой профессиональный старт».

Цель «Дорожной карты»:

создание условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии
с личностными и возрастными особенностями, региональными потребностями в кадрах

Задачи:

познакомить учащихся с основами трудоустройства и трудового права Республики Беларусь;

оказать помощь в проектировании жизненных и профессиональных планов учащихся в соответствии
с их возрастом, интересами, склонностями и способностями;

оказать психолого-педагогическую поддержку учащихся на этапе выбора сферы будущей профессиональной деятельности с учетом медицинских требований;

обеспечить внедрение новых подходов к содержанию и формам организации профориентационной работы.

Структура «Дорожной карты»

Цель

Задачи

Методы и формы работы

Сроки

Ответственные

Дошкольное образование

Этап эмоционального отношения

Формирование эмоционального отношени к миру профессий

Знакомство с миром профессий;

формирование интереса к труду;

содействие развитию элементарных трудовых умений (навыки самообслуживания)

Сюжетно-ролевые игры: «Спасатели», «Скорая помощь», «Магазин»;

дидактическая игра «Мир профессий»;

экскурсии на предприятия и организации;

викторина «Что я знаю о профессиях»;

конкурсы рисунков: «Все профессии важны, все профессии нужны»;

беседы о важности и значимости различных профессий;

загадки о профессиях;

изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

В течение года

Воспитатели

Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:

общая ориентация в мире профессий;

сформированы представления о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и                  обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей  различных профессий;

сформировано положительное отношение к разным видам трудаипотребность в оказании взрослым посильной помощи.

I ступень обучения (1-4 классы)

Этап интереса

Формирование первоначального интереса                   к различным профессиям

Продолжение знакомства с миром профессий;

формирование

позитивного отношения                               к профессионально-трудовой деятельности, устойчивого интереса     к миру труда                    и профессий;

содействие овладению элементарными доступными трудовыми умениями и навыками

Игра-путешествие «Дорога в страну профессий»;

дидактическая игра «Калейдоскоп профессий»;

беседы о профессии;

викторина «Что я знаю о профессиях?»;

просмотр и обсуждение мультфильмов                о профессиях (компания «Парамульт»);

конкурсы рисунков «Радуга профессий»;

изучение литературы;

экскурсии на предприятия и в организации;

трудовые акции: «Благоустроим свой двор», «Мое рабочее место»;

занятия в объединениях по интересам, студиях, секциях;

беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий.

В течение года

Учителя начальных классов

Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:

общие знания о мире профессий и труда;

сформирован познавательный интерес к различным видам профессиональной деятельности;

общая ориентация в мире профессий;

сформировано добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества.

II ступень обучения (5-7 классы)

Этап мотивов

Формирование мотивов выбора профессий, востребованных      в области, государстве

Расширение знаний учащихся о массовых рабочих профессиях, развитие интереса          к ним;

выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития                         и самоопределения;

совершенствование практических трудовых навыков

Анкетирование: «Кем я хочу быть?»;

профориентационные игры:

«Угадай профессию»;

«Заглянем в будущее»;

«Защита профессий»;

беседы, просмотр видеофильмов о профессиях;

экскурсии на предприятия и организации;

конкурсы:

рисунков «Замечательная профессия»;

сочинений «Моя будущая профессия»;

фестиваль профессий «Все работы хороши – выбирай на вкус!»;

ярмарка «Город мастеров»;

родительские мастер-классы по профессиям;

творческие конкурсы профессионально-практической направленности, в том числе            для детей с художественно-эстетическими, техническими и другими способностями;

ведение электронной «Профкарты»;

работа обучающегося с личным образовательным портфолио достижений;

работа с электронными образовательными ресурсами.

2 раза в год

В течение года

В течение года

В течение года

Классные руководители

Классные руководители

Классные руководители

Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:

сформированы умения ориентироваться в мире профессий;

понимание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств, необходимых для выбора будущей профессии;

сформированы волевые черты характера у обучающихся, необходимые для профессиональной деятельности (ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность);

осознание общественной и личной значимости трудовой деятельности;

сформировано положительное отношение к труду как жизненной ценности, потребность быть полезным людям.

II ступень обучения (8-9 классы)

Этап оценки

Формирование умения соотнести свои идеалы, представления       о ценностях         со своими реальными возможностями    и общественными потребностями

Знакомство учащихся     с основами выбора профессии;

формирование адекватной самооценки своих личностных качеств                      и соотнесение их           с требованиями профессии;                   содействие психологической готовности                        к выбору будущей профессиональной деятельности

Диагностика определения профессиональной направленности, интересов, склонностей;

конкурсы:

технического творчества;

эссе, сочинений «Профессии моей семьи»;

презентаций профессий «Моя будущая профессия»;

КВН:«Все профессии важны, все профессии нужны»;

экскурсии на предприятия и в организации;

использование профориентационного потенциала различных учебных предметов (установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой);

знакомство с электронным каталогом профессий и специальностей, электронными справочниками «Куда поступать?», «Абитуриент»;

продолжение ведения электронной «Профкарты учащегося»;

факультативные занятия «Мое профессиональное будущее», «Введение              в педагогическую профессию», «Профессия моей мечты», «Введение в аграрные профессии»;

групповые и индивидуальные консультации,       в том числе онлайн-консультирование;

тренинги, профориентационные игры                   и упражнения;

мастер-классы, профессиональные пробы;

Дни профессий совместно с работодателями (День строителя, День машиностроителя, День работника сельского хозяйства и др.);

знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях; творческие конкурсы профессионально-практической направленности, в том числе      для детей с инженерно-техническими                  и художественно-эстетическими способностями;

профильные смены профориентационной направленности в летних оздоровительных лагерях;

работа обучающегося с личным образовательным портфолио достижений;

информационно-просветительская работа с родителями, включая родительские собрания, консультации, составление генеалогического дерева профессий.

Октябрь-ноябрь

В течение года

В течение года

Постоянно

В течение года

По запросу

В течение года

Июнь-август

В течение года

Июнь-август

Постоянно

Педагоги-психологи

Учителя-предметники

Классные руководители

Классные руководители

Классные руководители

Педагоги-психологи

Заместитель директора по воспитательной работе

Классные руководители

Заместитель директора по воспитательной работе

Классные руководители

Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:

знание факторов, значимых для выбора профессии и специальности;

осознание учащимися своих личностных особенностей, интересов и склонностей;

сформированы навыки самостоятельного поиска информации о профессиях и путях получения профессионального образования;

наличие способности анализировать условия, необходимые для достижения профессиональных целей;

сформирована готовность к выбору профиля обучения и выбору будущей профессиональной деятельности;

сформирована трудовая мотивация.

III ступень обучения (10-11 классы)

Этап оценки и уточнения профессионального плана

Уточнение образовательной и профессиональной траектории, профессионального статуса

Построение личной образовательно-профессиональной траектории;

формирование профессионально - важных качеств, необходимых для овладения специальностью            в избранной профессиональной сфере;

содействие формированию адекватной самооценки своих личностных качеств при выборе профессии

Онлайн-анкетирование «Изучение профессиональных намерений учащихся выпускных классов»;

тематическая неделя «Дороги, которые мы выбираем»;

профдиагностика «Оценка профессиональной направленности личности учащегося»;

профконсультирование: индивидуальное           и групповое;

конкурсы:

компьютерных презентаций: «Иллюстрации       к профессии…»;

профориентационных проектов «Учреждения профессионального образования на карте нашего города»;

КВН«Твоя профессия – твое будущее»;

фестиваль профессий;

знакомство с «образовательной картой» города, района;

открытые диалоги, дискуссии с представителями различных профессий;

использование профориентационного потенциала профильных учебных предметов;

проектно-исследовательская деятельность учащихся (включая исследование областей профессиональной деятельности);

знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях («профмитапы», мастер-классы, экскурсии         на предприятия, беседы, лекции, реализация проектов под руководством профессионалов       и др.);

работа с информационно-справочной, учебной и развивающей литературой, а также с сетевыми ресурсами (интернет-порталами, поисковыми системами);

участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических и теоретических конференциях;

работа обучающегося с личной образовательно-профессиональной траекторией;

родительские лектории: «Как помочь ребенку определится с выбором профессии»;

родительские собрания «Мир профессий, или какую дверь открыть?» «Думаем вместе: рейтинг самых востребованных профессий».

2 раза в год

Октябрь-ноябрь

2 раза в год

(октябрь, апрель)

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Классные

руководители

Зам. директора по воспитательной работе

Педагоги-психологи

Классные

руководители

Классные

руководители

Классные

руководители

Учителя-предметники

Классные

руководители

Классные

руководители

Учителя-предметники

Классные руководители

Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:

информированность о социально-экономической ситуации, требованиях рынка труда, путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности;

самостоятельный анализ рынка профессионально-образовательных услуг и профессиональной деятельности;

осознание своих возможностей и ограничений;

способность соотносить свои возможности, желания, стремления и требованиями будущей профессиональной деятельности;

сформированы ценностно-смысловые ориентации;

наличие личного профессионально-образовательного плана (маршрута).

Дополнительное образование детей и молодежи

Этап формирования профессиональных компетенций

Формирование профессиональных умений               и навыков

Создание атмосферы увлечённости творческой, продуктивной, проектно-исследовательской деятельностью;

выявление                   и поддержка детей, имеющих художественно-эстетические, технические и другие способности;

создание новых возможностей для освоения учащимися современных                  и будущих профессий, формирования профессиональных компетенций

Включение детей в разнообразные виды деятельности на основе использования активно-деятельностных форм и методов педагогической работы;

привлечение к педагогической работе                  в системе дополнительного образования специалистов, увлеченных своей профессиональной деятельностью;

проведение творческих конкурсов с детьми        и подростками, имеющими художественно-эстетические, технические и другие способности;

организацияконкурса «JuniorSkillsBelarus»     по следующим направлениям: мобильная робототехника, графический дизайн, прототипирование, сетевое и системное администрирование, инженерный дизайн CAD, технологии беспилотных летательных аппаратов, мультимедийная журналистика, веб-дизайн, дизайн, моделирование одежды, флористика и др.

В течение года

Педагоги дополнительного образования

Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:

сформированы профессиональные компетенции к конкретным видам профессиональной деятельности;

развиты творческие, художественные, технические и другие способности;

сформирован устойчивый интерес к определенным видам трудовой деятельности.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.