Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 4 человека

Выдержки из образовательных стандартов дошкольного образования для родителей детей старших групп

Дата: 21 сентября в 19:33

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 29 декабря 2012 г. № 146

Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования

На основании пункта 3 статьи 143 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые образовательные стандарты дошкольного образования.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Министр

С.А.Маскевич

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь

29.12.2012 № 146

Образовательные стандарты
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Адукацыйныя стандарты
ДАШКОЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ

Educational standart
PRESCHOOL EDUCATION

1. Область применения

Настоящие образовательные стандарты дошкольного образования (далее – образовательные стандарты) устанавливают требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников.

Образовательные стандарты дошкольного образования обязательны для применения:

республиканскими органами государственного управления;

местными исполнительными и распорядительными органами;

учреждениями образования, иными организациями и индивидуальными предпринимателями при реализации ими образовательной программы дошкольного образования (далее – дошкольные учреждения);

учреждениями высшего образования и учреждениями дополнительного образования взрослых, осуществляющими подготовку, повышение квалификации и переподготовку педагогических работников для системы дошкольного образования;

научно-методическими учреждениями, участвующими в разработке учебных программ и учебных планов дошкольного образования.

Образовательные стандарты применяются при разработке учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

5.6. Требования к уровню подготовки воспитанников

Требования к уровню подготовки выпускника дошкольного учреждения обусловлены целями, задачами и содержанием дошкольного образования и включают ожидаемые результаты развития воспитанника, которые определены показателями воспитания, обучения и развития ребенка от 5 до 7 лет (далее – показатели).

Показатели представляют собой перечень достижений ребенка, необходимых для его дальнейшего развития, и являются обобщенными социально значимыми ожиданиями развития ребенка, нормами развития детей в возрасте 5–7 лет (уровень образованности), ориентирами в деятельности взрослых (педагогических работников, законных представителей воспитанников), направленными на достижение установленной образовательной цели.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

Образовательная область: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

· Хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.

· Проявляет основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скорость, силу).

· Владеет элементами спортивных упражнений (катание на коньках, плавание и др.) и спортивных игр (баскетбол, хоккей, теннис и др.). Играет с удовольствием.

· Занимается физическими упражнениями с удовольствием.

· Проявляет элементы творчества при выполнении физических упражнений, игр, интерес к соревнованиям со сверстниками в выполнении физических упражнений; умеет организовать подвижные игры со сверстниками.

· Владеет элементарными навыками здорового образа жизни: соблюдает правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях.

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

Образовательная область: РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО

· Принимает взрослого в качестве педагога, требованиям которого он доверяет. Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях. Здоровается, прощается, благодарит взрослых по собственной инициативе или при напоминании. Действует по устной инструкции взрослого. Стремится к доброжелательному вниманию и уважению, взаимопониманию и сопереживанию со стороны взрослых, сотрудничеству с ними. Проявляет чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия.

· Осознает себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем).

· Устанавливает родственные отношения, проявляет интерес к истории своей семьи.

· Здоровается, прощается, благодарит сверстников по собственной инициативе или при напоминании. Стремится к взаимопониманию и сопереживанию. Испытывает чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками.

· Планирует совместную деятельность, учитывая интересы и мнение партнера. Гибко использует коммуникативные умения при общении.

· Умеет общаться со взрослыми и сверстниками, играть в различные игры. Проявляет навыки общения с детьми разного возраста, внимание к эмоциональному состоянию детей и взрослых. Выражает готовность проявить заботу, сочувствие.

· Проявляет отзывчивость, просит о помощи и оказывает ее.

· Знаком с государственной символикой (флаг, гимн, герб), с животными, птицами, деревьями, цветами, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек).

· Знаком с понятием «родина» (местом, где родился человек, где живут его родные), знает достопримечательности своего города (села), своей родины.

· Знаком с этническими признаками жителей республики, языком народа, лучшими качествами белорусов (доброта, отзывчивость и т.д.).

· Имеет представление о том, какие трудности возникают в жизни других людей, в том числе пожилых людей (бабушек и дедушек), инвалидов (взрослых и детей).

· Проявляет самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях.

· Соблюдает правила личной гигиены, владеет культурно-гигиеническими навыками (умывается, причесывается, чистит зубы, моет руки после туалета и др.), проявляет элементарные навыки самообслуживания.

· Относится положительно к выполнению оздоровительных мероприятий (воздушные, водные процедуры и др.).

· Принимает участие во всех видах детской деятельности. Проявляет предпосылки учебной деятельности (внимательно и точно выполняет последовательные указания взрослого, самостоятельно действует по заданию педагога, проявляет творческую инициативу, готов к волевому усилию для преодоления трудностей).

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

Образовательные области: «РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО», «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ», «РЕБЕНОК И ПРИРОДА», «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ», «ИСКУССТВО»

· Любознателен. Проявляет познавательный интерес к сложным, незнакомым объектам. Использует разные типы вопросов для получения информации.

· Задает вопросы о назначении предметов, причинах и последствиях явлений (природных, социальных, экологических). Группирует, классифицирует и строит серию из 5–10 предметов и явлений по 1–3 признакам.

· Выделяет форму в объектах (конструкциях, деталях строительного материала), анализирует форму предмета, подбирает материал определенной формы для создания выразительного образа.

· Различает цвета спектра и оттенки, знаком с приемами создания новых оттенков цвета.

· Ставит перед собой задачу запомнить. Владеет логическими операциями – анализирует, выделяет качества и свойства, сравнивает, устанавливает соответствие, группирует.

· Составляет простые планы-схемы, маршруты, следует им. Мысленно изменяет пространственные положения объекта, его частей, осуществляет преобразование. Использует условно-символические изображения (графические схемы, планы, модели). Устанавливает простейшие причинно-следственные связи.

· Представляет с помощью символов как конкретные, так и абстрактные предметы, прогнозирует не только конечный результат, но и промежуточные этапы действия.

· Проявляет произвольное внимание. Сосредоточен при исследовании новых объектов, способен удерживать внимание при решении поставленных задач и выполнении творческих заданий.

· Владеет сенсорными эталонами, перцептивными действиями, связанными с познанием.

· Выполняет предметно-орудийные, обследовательские действия, использует для исследования предметов и явлений элементарные измерительные приборы (весы, увеличительное стекло и т.д.) и материалы.

· Владеет простейшими приемами обобщения, систематизации, классификации.

Образовательная область: ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

· Находит «один» и «много» среди предметов и явлений окружающего мира.

· Считает предметы до 10.

· Узнает цифры от 0 до 9.

· Делит целое на 2–8 частей. Понимает, что часть меньше целого, а целое больше части. Адекватно условиям употребляет слова «часть», «половина».

· Раскладывает предметы в порядке возрастания или убывания их длины, толщины, высоты, величины.

· Знает и называет геометрические фигуры.

· Устанавливает пространственные отношения объектов по отношению друг к другу (справа, слева и др.).

· Определяет последовательность частей суток, дней недели, месяцев, пор года.

Образовательная область: РЕБЕНОК И ПРИРОДА

· Имеет представления об элементарном строении, функциях и гигиене органов чувств (глаза, нос, язык, уши, кожа).

· Владеет навыками ухода за животными и растениями, выполняет поручения заинтересованно и доброжелательно.

· Имеет элементарные представления о климате, животных (домашних и диких), растениях, сезонных изменениях в природе.

· Соотносит наличие типичных обитателей (2–3 животных) и растений с особенностями природных сообществ (леса, луга и т.д.) и особенностями климата: в холодных краях (зима длинная, холодная; лето короткое, прохладное), в жарких краях (зимы нет, жаркое лето), в средней полосе (не очень холодная зима и нежаркое лето).

· Устанавливает причинно-следственные связи: зависимость между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием растений и животных, между особенностями внешнего вида животных, их поведением и средой обитания и др.

· Понимает необходимость бережного отношения к живой природе, энергетическим ресурсам.

· Имеет представления о том, что смена сезонов зависит от Солнца.

· Выполняет правила поведения в природе.

· Проявляет гуманное отношение к живому существу и природному сообществу; владеет навыками рационального природопользования («не сорить», «ходить в парке по специальным дорожкам, а не по газону» и др.).

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

Образовательная область: РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

· Различает обобщающие понятия.

· Понимает значения многозначных слов разных частей речи, имеет запас синонимов, антонимов, многозначных слов, употребляет слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

· Владеет навыками элементарного осознания слова и словесных отношений.

· Понимает и использует в речи грамматические средства, активно ищет правильную форму слова.

· Имеет представление о грамматической структуре речи.

· Владеет навыками фонематического восприятия речи.

· Умеет правильно произносить все звуки русского языка.

· Различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие – изолированные, в словах и фразовой речи. Дифференцирует пары звуков с – з, с – ц, ш – ж, ч – щ, л – р. Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию.

· Определяет правильное произношение.

· Владеет общеречевыми умениями (речевое дыхание, темп, ритм речи, дикция). Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания, условий общения.

· Проявляет культуру общения.

· Умеет самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы.

· Воспроизводит художественный текст без помощи взрослого, интонационно передает диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

· Проявляет индивидуальные творческие способности к речевой деятельности.

Образовательная область: РАЗВІЦЦЁ МАЎЛЕННЯ І КУЛЬТУРА МАЎЛЕНЧЫХ ЗНОСІН

· Адрознівае беларускае і рускае маўленне.

· Разумее беларускую мову, умее адказваць на пытанні педагога.

· Валодае некаторымі асаблівасцямі граматычнага ладу беларускага маўлення: адзіночны і множны лік асобных назоўнікаў (садавіна, агародніна, крупы, дзверы); дапасаванне прыметнікаў да некаторых назоўнікаў (доўгі цень, белае казляня, вясёлы гармонік); утварэнне некаторых склонавых формаў назоўнікаў (бераг – на беразе, гарох – у гаросе, па палях, па лясах); прыналежных прыметнікаў (ляльчын, татаў, Алесеў, цётчын); параўнальнай (вышэйшы за, лепшы за) і найвышэйшай формаў прыметнікаў (вышэйшы за ўсіх, найпрыгажэйшы); прыслоўяў (уранку, узімку).

· Валодае спецыфічнымі беларускімі марфолага-сінтаксічнымі зваротамі (баліць каму, хварэць на што, хадзіць у грыбы, у ягады, дзякаваць каму, смяяцца з каго і інш.).

· Правільна вымаўляе спецыфічна беларускія гукі: дж, дзь, ць, фрыкатыўныя г, г’; заўсёды цвeрдыя гукі ч, р, гукаспалучэнні шч ізалявана (у гукапераймальных словах), у словах і фразах; гук ў у словах і фразах, а таксама вымаўляе словы з падоўжанымі зычнымі ў словах (калоссе, варэнне), ненаціскныя галосныя, рускія і беларускія словы, падобныя па гучанні (зверек – звярок, ночь – ноч і да т.п.).

· Узнаўляе кароткія літаратурныя творы на беларускай мове.

· Валодае элементарнымі навыкамі зносін на беларускай мове.

· Заўважае моўныя асаблівасці беларускай мовы ў параўнанні з рускай.

· Складае самастойныя выказванні на беларускай мове.

Образовательная область: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

· Подбирает слова с разной длительностью звучания, похожие и непохожие по звучанию.

· Подбирает слова с заданным звуком.

· Делит двух-, трехсложные слова на слоги.

· Выделяет ударный слог, определяет место ударения в структуре анализируемого слова.

· Произносит слова с постоянным и перенесенным ударением, понимает смыслоразличительную роль ударения.

· Имеет представление о предложении, делит его на слова, составляет предложения из 2–4 слов без предлогов и союзов.

· Проводит звуковой анализ трех-, четырех-, пятизвуковых слов различной звуковой структуры.

· Правильно употребляет в речи термины: «предложение», «слово», «слог», «ударный слог», «звук», «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА

Образовательная область: ИСКУССТВО

· Воспринимает вокальную и инструментальную музыку. Проявляет эмоциональный отклик, интерес к музыке разных жанров. Представляет музыкальный образ, его действия. Дослушивает произведение внимательно до окончания звучания. Различает и называет:

характер музыки (веселый, грустный, нежный, взволнованный, загадочный, торжественный, решительный, важный и др.);

средства музыкальной выразительности: лад, темп и громкость ее звучания;

жанр музыкального произведения (марш, вальс, полька, песня), его характерные особенности;

голоса исполнителей (женский, мужской, детский).

· Проявляет интерес к самостоятельному музицированию на детских музыкальных инструментах.

· Поет выразительно, протяжно, без напряжения, естественным звуком; эмоционально откликается на содержание песни; четко и правильно произносит слова. Называет предпочитаемые песни, попевки и исполняет их. Проявляет интерес к пению взрослых и сверстников. Делится впечатлениями о понравившихся песнях.

· Проявляет интерес к музыкально-ритмической деятельности. Воспринимает музыку и двигается в соответствии с ее характером, ритмично, пластично, выразительно, передавая с помощью движений характерные черты музыкального образа. Водит хоровод, играет в музыкальные игры под инструментальную музыку и пение, исполняет разные виды танцевальных движений, шаги, ритмичные хлопки, пляски и танцы, свободно ориентируется в пространстве. Активно включается в танцевальное и музыкально-игровое творчество.

· Воспринимает и эмоционально реагирует на произведения искусства (книжную иллюстрацию, скульптуру малых форм, произведения декоративно-прикладного искусства). Имеет представления о видах искусства, жанрах живописи, функциях архитектуры и дизайна. Определяет средства художественной выразительности произведения, его образы, сюжеты. Знает некоторые специфические аспекты работы художника (живописца, графика), скульптора, архитектора, дизайнера, мастера прикладного искусства.

· Рисует предметы, декоративные элементы с натуры, по замыслу. Использует различные способы рисования, техники работы с новыми живописными и графическими материалами, средства художественной выразительности, различные цвета, линии (сплошная, штрих и другие), ритм. Владеет элементарными графическими умениями, необходимыми для овладения письмом: рисованием различных линий и условных графических знаков из 1–3 элементов в ограниченном пространстве, штриховкой различных фигур уверенными движениями.

· Лепит предметы, декоративные элементы по замыслу, самостоятельно выбирает сюжет, создает композицию в зависимости от сюжета. Владеет разными способами и приемами лепки. Использует средства художественной выразительности для создания образа (объем, форму, динамику (жесты, позы), детализацию).

· Владеет аппликацией предметной, сюжетной, декоративной, плоскостной, полуобъемной, с элементами флористики. Знает технику создания коллажа. Выполняет аппликацию из различных материалов (бумага, ткань, природный материал). Строит композицию. Использует детализацию.

· Конструирует из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, природного (бросового) материала, бумаги (по образцу, условиям, замыслу, модели). Использует разные способы конструктивной деятельности, разнообразные формы и величины, варианты цветового решения, фактуры материала, учитывает свойства конструктивного материала.

· Проявляет интерес к слушанию сказок, рассказов, рассматриванию иллюстраций в книге, просмотру спектаклей, эмоционально реагирует на воспринятое.

· Имеет представления о литературных произведениях разных жанров, может назвать любимый персонаж.

· Выразительно читает небольшое стихотворение, пересказывает самостоятельно (или по вопросам) короткий рассказ, сказку, отвечает на вопросы по поводу их сюжета, содержания, поведения героев произведения.

· Составляет рассказ, сказку, короткую историю (по опорной схеме, опорным словам, по плану, по началу), используя игрушки или картинки.

· Самостоятельно (либо совместно со взрослым, под его руководством) драматизирует знакомые литературные произведения либо их эпизоды.

· Владеет некоторыми приемами кукловождения (марионеток, кукол с «живой рукой», би-ба-бо, планшетных кукол, пальчикового театра, театра Петрушки и др.).

· Имеет опыт совместного художественного творчества (в театрализациях, кукольных спектаклях, подготовке и оформлении декораций к ним и т.д.).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.